Меню
Корзина

Словарь швеи

Австрийские шторы

сначала назывались фестонными, их придумали в XVIII веке исключительно для украшения (кстати, весьма практичного) закрытых ставнями окон. Позже они стали функциональными, как подъемные тонкие занавески, полностью закрывали окно и свисали либо до уровня плинтуса, либо цоколя.

Автоматическая заправка нижней нити

приспособление для автоматической заправки нижней нити, которое применяется в челноках горизонтального типа и позволяет начинать шитье без предварительного доставания нижней нити наверх.

Автоматическая остановка иглы в верхнем положении

после окончания строчки машина автоматически устанавливает иглу в верхнем положении.

Автоматический обрезатель нитей

механизм швейной машины для автоматической обрезки нити. Нажимая на специальную кнопку, швея получает автоматически обрезанные нити и иглу, поднятую в верхнем положении.

Автоматический подъем лапки

функции швейной машины, обеспечивающая автоматический подъем лапки. После завершения швейной операции лапка поднимается автоматически. При необходимости данную функцию можно отключить.

Автоматическое закрепление строчки

режим автоматического закрепления строчки, при котором машина производит автоматическое закрепление нити, что предотвращает распускание швов.

Аграф

декоративная пряжка или застежка, сменившая фибулы, чаще всего размещалась на отворотах или в вырезе горловины одежды. В XVII веке стали называться броши.

Ажур

ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.

Акрил

синтетическое волокно высокого качества, характеризующееся формоустойчивостью, способностью к сохранению тепла, зачастую используется вместо шерсти, либо в совокупности с ней, для улучшения эксплуатационных характеристик изделия. По свойствам и внешнему виду близок к шерсти, устойчив к воздействию света, кислот, слабых щелочей, органических растворителей. Акрил относится к группе полиакрилонитрильных волокон; на рынке акрил известен также под названиями «нитрон», «орлон», «ПАН-волокно» и «прелана». Сырье для получения акрила добывают из природного газа. Основные свойства акрила: прочность, термопластичность, светостойкость. Смески с содержанием акрила от 30% идеально подходят для вязания на вязальных машинах. Акрил, который нередко называют «искусственной шерстью», по своим качествам не просто близок к шерсти натуральной — он еще обладает целым рядом уникальных свойств. Акриловые волокна хорошо прокрашиваются, что позволяет получить пряжу ярких, насыщенных цветов; изделия из пряжи с акрилом меньше «сваливаются», их удобно носить, они удобные и теплые. В вязальной пряже акрил чаще всего используют в смеси с шерстью или мохером; последняя смеска позволяет создавать пушистые и в то же время формостойкие изделия. Среди недостатков акриловых изделий можно выделить низкую гигроскопичность, лишающую вещи из акрила гигиенических качеств.

Аксамит

золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.

Аксельбант

шнур, сплетенный из цветной нити, золота или серебра с наконечниками из металла. Обязательный элемент обмундирования в армиях некоторых государств и в жандармерии. Генералы, штабные офицеры и адъютанты пристегивают аксельбант к форменной одежде, под погон, с правой стороны. В России используется только на парадных мундирах.

Аксессуар

предмет, дополняющий и украшающий костюм. В качестве аксессуаров могут использоваться пояса, шарфы, платки и т.д.

Акцент

выделение какого-либо элемента одежды за счет конструктивных особенностей (большой воротник, узкая талия и др.), цвета (соседство контрастных цветов и др.), использования фурнитуры и т. д. Акцент в одежде меняются в связи с изменениями моды.

Алтабас

плотная шёлковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.

Альпака

шерсть одноименного домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная. Шерсть альпака насчитывает более 22-х натуральных цветов волокна, мягкого как кашемир и намного более прочного, чем любой другой вид шерсти. Также шерсть альпаки сравнивают с овечьей шерстью, однако нежный пух альпака намного легче, при этом волокно получается более тонкое и прочное.

Амазонка

длинное женское платье особого кроя для езды верхом.

Американская пройма

очень открытая пройма; делается в летних блузках и платьях без рукавов, когда плечи остаются открытыми примерно по линии рукавов реглан.

Ампир

художественный стиль, созданный во Франции в начале ХIХ в.

Английская булавка

швейный инструмент для скрепления в виде скрученной проволоки с острым концом, запирающимся внутрь.

Английский костюм

см. классический костюм.

Ангора

это очень мягкая на ощупь шерсть с характерным нежным ворсом, которую дают нам ангорские кролики. Максимальное содержание ангоры в пряже по разным источникам составляет от 45 до 70%, однако, необходимо помнить, что прочное закрепление кроличьего пуха в пряже невозможно и ее "облезание" неизбежно и, к сожалению, начинается с момента вытягивания нити из клубка и не прекращается никакими средствами. Нельзя забывать и еще об одном отрицательном свойстве ангоры - сваливании. Изделия с ангоркой нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой служат годами.

Анорак

водонепроницаемая теплая куртка с капюшоном глухого кроя.

Ансамбль

комплект одежды, костюм, созданный по единому замыслу дизайнера. Ансамбль состоит из нескольких элементов и включает одежду, обувь, головной убор. Для ансамбля характерна многослойность и обязательность одновременного ношения всех частей.

Антабка

деталь или узел кожгалантерейного изделия, предназначенный для прикрепления ручки к изделию.

Аппликация

кусочки ткани разнообразной формы, прикрепленные к базовой материи.

Аппретирование

пропитка текстильных материалов или нанесение на них при отделке различных веществ — аппретов (крахмал, клей, синтетические смолы и др.), придающих материалам жёсткость, несминаемость, безусадочность, огнестойкость и другие свойства.

Ар деко

художественный стиль, получивший распространение в 1920 - 1930-х гг.

Ар нуво

французское название стиля модерн. Господствовал в период с 1890 до 1910 г. Для него характерны прихотливо изогнутые линии растительного орнамента и волнообразные, «перетекающие» формы.

Армяк

кафтан, который носили русские крестьяне в старину. Спинка прямого кроя, неотрезной по линии талии, без сборок, рукава вшивались в прямую пройму. Зимой армяк носили поверх тулупа, поддевки или полушубка. В Саратовской губернии эта одежда известна как чапан, в Олонецкой губернии ее называли чуйкой, в Казанской носили азям с узким шалевым воротником, отделанным другим материалом, обычно плисом. Армяк в Псковской губернии был с воротником, узкими отворотами и неглубоким запахом.

Архалук

традиционная кавказская мужская и женская одежда халатного кроя. Архалук шили приталенным, длиннополым для мужчин и коротким для женщин. Оба варианта имели глубокий вырез. На Руси так называлась одежда с застежкой на крючках, стеганка, при пошиве которой использовалась крашеная шерсть или шелк, чаще всего, в полоску.

Ателье

мастерская по пошиву и ремонту одежды.

Атлас

плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Афгален

шерстяная ткань с характерной, более светлой (по сравнению с общим фоном) полосой в основе (долевой). Чередующиеся полосы (светлая и темноватая — теневая) образуют типичный, растушеванный, с наложенными тенями рисунок путем переплетения в основе двух нитей. Ткань легкая, иногда среднетяжелая, обычно гладкокрашеная или пестротканая. Из неё шьют дамские пальто.

Ацетат

это искусственная (не синтетическая) нить, произведенная из короткого хлопкового волокна. Волокна и нити - приятные на ощупь, с шелковистым блеском, равномерно и глубоко прокрашиваются; меньше теряют прочность при мокрых обработках, устойчивы к действию микроорганизмов. Вязальные нитки с использованием вискозных, ацетатных и триацетатных волокон и нитей пользуются широким спросом, особенно они привлекательны для вязания «внесезонных» или «несезонных» изделий, которые можно носить независимо от времени года и погоды.

Бабочка-галстук

дополнение к мужскому торжественному костюму, иногда используется в спортивной женской и мужской одежде, а также в униформе некоторых категорий служащих (барменов, официантов и др.). Покрой галстука-бабочки, его форма и расцветка зависят от формы воротника и цвета одежды, ее низкой или высокой застежки и меняется вместе с изменением моды.

Базовая основа

рациональная конструкция основных деталей одежды (спинки, полочек, рукавов и т. д.). Создается один раз в 3-4 года с учетом современных данных размерной типологии населения и направления моды; отражает типовое положение элементов, образующих форму одежды (швов, вытачек) и характер технологической обработки.

Байка

мягкая, плотная хлопчатобумажная или шерстяная ткань с густым начесанным ворсом. Из хлопчатобумажной байки шьют теплое белье, женскую или детскую одежду, пижамы, домашнюю одежду. Байка идет и на изготовление легких одеял. Шерстяную байку используют для пошива демисезонных пальто.

Балахон

пространная одежда в виде платья прямого покроя. Он входил в состав национальной одежды татарских, черемисских народов и прочих. Так же грубое суконное платье крестьянина, роба солдата, матроса и т.д., одежда для носки в домашних условиях, также ночная сорочка.

Балдахин

навес из ткани на деревянной раме и колоннах над кроватью.

Бамбуковая штора

смягчающая свет штора ручной работы из расщепленного бамбука, перевязанного шнуром. Еще одно название - жалюзи «Бали».

Бамбуковое волокно

это разновидность вискозы, только не из сосновой древесины, а из бамбуковой. Бамбуковое волокно мягче хлопка и по качеству напоминает шелк. Оно очень прочное, обладают хорошей износостойкостью. Кроме того, бамбуковые волокна отличаются пористой структурой, благодаря чему влага мгновенно поглощается полотном и испаряется.

Бананы

название брюк, расширяющихся по линии бедер и постепенно суживающихся к щиколотке. Брюки не имеют традиционной стрелки. Также, название юбки, появившейся в моде в 1973 г. Юбки делали длинными, до щиколоток, из клиньев, которые по спирали обвивали фигуру. Клинья выкраивали обычно из разных тканей (двух-трех цветов или расцветок) и при стачивании чередовали, число их обычно было четным.

Бандана

большой пестрый головной платок (или косынка) обычно шелковый или хлопчатобумажный, завязывается на затылке; род ситца с вытравным рисунком в виде гороха.

Бандо

это ламбрекен, изготовленный на жесткой основе. Жесткий ламбрекен и мягкая вытянутая форма штор позволяют визуально приподнять потолки и подчеркнуть элегантность интерьера.

Бант

деталь швейного изделия для его декоративного оформления в виде ленты, завязанной в несколько петель.

Бареж

представляет собой сорт шелковых тканей, изготовленных с использованием так называемой газовой техники, при которой во время переплетения нитей утка и основы они не прибиваются друг к другу очень плотно, а лишь едва соприкасаются. В девятнадцатом веке шелковый бареж стал одним из наиболее дорогих видов тканей, до тех пор, пока для его изготовления не начали использовать прядильные отходы, объединяя некрученую шелковую основу с шерстяным или хлопчатобумажным утком.

Барет

средневековый головной убор священнослужителей: небольшая четырехугольная либо треугольная (изначально круглая) шапочка красного цвета - у кардинала, черного - у духовников низких должностей иерархического ряда.

Бархат

ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Ворсовые нити при прядении вытягивают с помощью специальных металлических прутов так, чтоб они образовывали петли на лицевой стороне.Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Также существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной. В России первые шелковые мануфактуры, изготавливавшие в том числе и бархат, были организованы в 1717 году. Наиболее дорогим считался сорт шелкового бархата, отличавшийся от всех остальных низким ворсом. Бархатные такни на хлопковой и шерстяной основе появились в семнадцатом веке. Название сортов бархата определяется технологией или местом изготовления.

Бархотка

тесьма из бархата, ранее одеваемая женщиной на шею для выделения белизны кожи. Стала модной у французов в начале XVIII века.

Баска

полоска ткани, выкроенная по «косой нитке» и пришитая по линии талии: к короткой (до талии) курточке, в качестве ее завершения, или на женское платье — в качестве украшения.

Батик

ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Батист

представляет собой очень тонкую мягкую полупрозрачную мерсеризированную ткань, хлопчатобумажную, шелковую или льняную, отличающуюся полотняным переплетением из туго скрученных ниток. Высокая прочность тканей в сочетании с прозрачностью и легкостью достигается благодаря скрупулезному соблюдению одинаковой толщины утка и основы при использовании любых видов сырья. Название ткани произошло от фамилии человека, который ее создал, - Франсуа Батист из Камбре, французский ткач, живший в восемнадцатом веке. Подлинный батист изготавливается из отбеленной ткани в отличие от сходных по технике тканей кембрик, также известных с восемнадцатого века, сотканных из окрашенной нити или орнаментированных в технике набойки.

Бейка

деталь для отделки одежды в виде полоски материала, соединенной с изделием (деталью) по двум продольным сторонам. Может быть выполнена одинарной или сложенной вдвое.

Бейка косая

это лента с подогнутыми припусками. Она широко применяется для обработки срезов бортов, для горловины, при шитье рукава одежды. Названием обязана способу производства из ткани, нарезанной под углом 45 градусов. Косая бейка укладывается на неровные срезы без складок и без смещения.

Бейл

предмет декоративного украшения, который соединяет одну часть украшения с другой, чаще всего: цепочку и кулон.

Бекеша

приталенная тёплая мужская одежда со сборкой и шлицей сзади, по передней поверхности отделанная шнуром. Пошив выполнялся на меховой или ватной подкладке с воротом из бархата или меха.

Белдемчи

часть одежды, входящая в национальный женский киргизский костюм: юбка с запахом и широким поясом, которую одевали на платье или халат.

Белошвейка

человек, занимающийся шитьем белья (обычно тонкого).

Бельсет

представляет собой легкую ткань из микроволокон с похожей на персиковую кожицу мягкой и ворсистой поверхностью, имитирующей велюровую кожу.

Берет

мягкий плоский головной убор различной величины, круглый или квадратный. Часто делался из бархата и богато украшался (перьями, вышивкой и т.п.) В эпоху романтизма пользовался огромной популярностью среди представителей искусства. В настоящее время распространен среди женщин различного возраста. Является традиционной деталью костюма жителей Беарна, альпийских стрелков и др.

Бермуды

короткие летние брюки с широкими штанинами, могут быть с отворотом.

Бикини

женский купальный костюм: бюстгальтер и очень короткие трусики, позднее добавлен короткий широкий халатик. Назван по атоллу Бикини, в 1946 г. «оголенному» из-за испытаний американской атомной бомбы.

Бисер

маленькие зёрна различных цветов и размеров со сквозным отверстием, используемые для украшения женских платьев и т. п.Бисер из стекла появился в Венеции в X в.

Биссус

это прозрачная тонкая льняная ткань, которая была изобретена во времена расцвета Древнего Египта, а также изготовленную из этой ткани женскую вуаль.

Бифлекс

относится к трикотажным полотнам и отличается высокой эластичностью ,тянущийся во все стороны, с полиэфирной, эластановой, лайкровой, микрофибровой, люрексовой и другими нитями, Степень растяжения – до 300% в любую сторону. Само название этой ткани говорит о том, что она стойка к деформациям и хорошо растягивается. Бифлекс создается путем переплетения нитей. Количество и состав которых зависит от качества ткани бифлекс, которое хочет получит производитель, и колеблется в пределах от 4-х до 12-ти. При этом ни продольных, ни поперечных нитей нет. Процесс создания бифлекса больше похож на вязание.

Блейзер

однобортный пиджак делового стиля с металлическими пуговицами и эмблемой на нагрудном кармане.

Блочка

фасонная втулка, предназначенная для упрочнения краёв отверстий кож. галантерейных, швейных и обувных изделий.

Блочный механизм

оборудование над карнизом для управления шторой с помощью шнуров.

Блуза

просторная верхняя рубаха, носимая без пояса. Произошла от короткого, доходящего только до пояса блио. Была распространена в Европе среди рабочего люда и сельских жителей, а также солдат, матросов.

Блузка

плечевая женская и для девочек одежда длиной до бедер и ниже.

Блузка топ

открытая короткая блузка на бретелях.

Блузон

короткая свободная куртка, низ которой оформлен поясом или резинкой.

Блумеры

гимнастические штаны типа шаровар до колен (главным образом, для девочек); женское трико с резинкой женские брюки с резинкой у щиколотки. Названы по имени американки А. Блумер, разработавшей модель женского брючного костюма.

Блюхеры

кожаные сапоги малой длины, либо башмаки с длинным голенищем на шнурках, с отворотами спереди. Получили своё название от имени немецкого фельдмаршала Г. Л Блюхера (1742-1819).

Бобина

катушка, барабан, валик, на которые наматывается что-либо (пряжа, нитки, канат).

Бобрик

плотная жесткая шерстяная ткань со стоячим коротким ворсом. Используется при пошиве верхней одежды. Эта ткань была в моде и выпускалась в большом количестве в пятидесятые годы двадцатого века.

Боди

швейное или трикотажное изделие, состоящее из объединенных лифа и трусов, с застежкой на ластовице.

Бокаловидные складки

оформление верха занавесок; такие складки закладывают вручную и притачивают.

Болеро

первоначально — короткий открытый жилет испанских тореодоров, заимствованный позднее и женской модой. Также, название женского головного убора с выпуклыми полями, приподнятыми вверх и отстающими от головки.

Борт

левый или правый край полочки верхней одежды (пальто, пиджака, плаща и т. п.), на котором располагают петли или пуговицы застежки.

Бортик

деталь головного убора, цельновыкроенная или состоящая из частей, оформляющая нижний край головки и прилегающая к ней.

Бостон

чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения, отличается повышенной износостойкостью.

Бочок

часть переда и (или) спинки, покрывающая боковую поверхность туловища.

Бразер

"Brother Industries Ltd" японская транснациональная корпорация, с офисами продаж, расположенными по всему миру, и производственными мощностями в Японии, на Тайване, в Корее, Америке, Малайзии, Ирландии и Великобритании. Производит швейные машины, высокого качества.

Бранденбуры

петли и пуговицы, расположенные по две, пришли в моду от венгерских портных, для их изготовления использовали шнур либо позумент. Стали модными в XVII в. и получили своё название от фамилии герцога Бранденбургского, любившего носить одежды с подобными застежками. Сейчас используют как в мужских, так и в женских костюмах.

Браслет

бижутерия или драгоценность, носимая чаще всего в области запястья, различного дизайна: от простого целого кольца, до украшения из нескольких скреплённых деталей.

Брезент

непромокаемая, грубая, плотная ткань, которая пропитывается специальным составом; широко применяется для изготовления непромокаемой одежды.

Бретель

деталь швейного изделия для поддерживания его на плечах.

Бриджи

брюки, плотно охватывающие икры ног до колен; их носят обычно с высокими сапогами (например, при верховой езде).

Брокатель

тип парчи. легкая, полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, серебряными или золотыми букетами, оттеняемыми иногда при помощи цветных ниток. Со второй половины семнадцатого века использовалась при изготовлении весенних платьев. Интимность и изящность брокатели в восемнадцатом веке сумела развиться в особый тканевый стиль - кисеи и органди с вышивкой металлическими нитками.

Брошь

аксессуар, наколотый на одежду.

Брюки

верхняя поясная одежда; состоит из двух передних и двух задних половинок, соединенных боковыми и шаговыми швами и средним швом. Верх Б. обычно оформляется поясом.

Букле

грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.

Булавка

инструмент для прикалывания, подкалывания чего-либо, обычно изготавливаемый из металла.

Бумажная ткань

бумажная (то есть хлопковая) впервые встречается в русских таможенных книгах первой половины XVII века. Нехватка текстиля в начале Первой мировой войны вызвала появление крупномасштабного производства настоящей «бумажной ткани» в Германии.

Бумазея

плотная хлопчато-бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начёсом на одной, обычно изнаночной, стороне. Черный бомбазин некогда использовался для траурной одежды, но материал вышел из моды к началу 20-го столетия.

Бурда

популярный немецкий журнал о моде, издаваемый на русском языке с 8 марта 1987 года. Центральный офис расположен в Мюнхене. В 1949 году Анна Бурда расширила свой семейный бизнес и основала компанию по производству и печати журналов о моде.

Бурдесуа

шелковое сырье сравнительно невысокого качества, изготовляемое из поврежденных коконов тутового шелкопряда. Нитки бурдесуа зачастую служили утком для ткани низкого или среднего качества.

Бурка

стандартный плащ из войлока без рукавов, получивший распространение на Кавказе; есть бурка всадников – удлиненная с ворсом, швы её образуют выступы на плечах, бурка пешехода - укороченная, без ворса и швов. Кроме того, так называют одежду женщин в странах с мусульманской верой. Подобная балахону, она закрывает туловище и голову, для глаз есть прорезь с сеткой.

Буррет

шелковая одноцветная ткань, вырабатывающаяся из отходов шелкового производства, отличается грубой, на ощупь жесткой неровной поверхностью, без блеска, тяжелая, обычно естественного цвета. Из неё шьют дамские костюмы, блузки, платья, пальто, спортивную одежду.

Бутоньерка

(от франц. boutonniere, буквально - петлица) это элегантный маленький акцент-украшение. Традиционное свадебное украшение жениха, прикрепляют на левый лацкан пиджака, продев ее в специальную петельку. Бутоньерка женская - украшение в волосы женщине - дополняет наряд, прическу и букет невеcты.

Бушлат

верхняя одежда моряков, часть обмундирования, представляющая собой суконную черную куртку особого покроя. Впервые как часть военного обмундирования бушлаты одели русские матросы в 1854 г. во время Крымской войны. В качестве бытовой одежды бушлаты изготовляют для мальчиков дошкольного и школьного возраста и для юношей (молодежная одежда спортивного стиля). Детские и юношеские бушлаты имитируют морскую форму. В качестве отделки используют цветной кант, металлическую фурнитуру и эмблемы.

Бюстье

короткая открытая блузка, уменьшенная до размеров бюстгальтера. Появилась в 90-е гг. XX в. Б. шьют из самых разнообразных материалов, в частности, из шелковых и джинсовых тканей, из кожи и тонкой замши. Носят под просторным жакетом или сами по себе; часто используют как элемент молодежного вечернего или эстрадного костюма.

Бязь

представляет собой толстую хлопчатобумажная ткань с полотняным переплетением, отбеленную, набивную или гладкокрашенную. В России появилась в шестнадцатом веке, использовалась для кафтанов, опашней и прочей верхней одежды в качестве подкладки. В восемнадцатом-двадцатом веках отбеленная бязь использовалась для пошива солдатского нижнего белья благодаря тому, что была значительно дешевле миткаля. В среде торговцев отбеленная бязь получила название "шиля". Гладкокрашенная бязь использовалась для дублирования и подкладки пальтовых и костюмных тканей, набивная - для детского и женского легких платьев. В настоящее время применяется в основном в качестве ткани для постельного белья.

Валики

подушки, использовались для украшения комнат задолго до появления декоративных подушек для диванов или горок из подушек. В старину валики набивали соломой, папоротником или конским волосом. Конечно же, они были гораздо тверже, чем современные подушки из пуха с пером.

Варежки

теплые, обычно вязаные, рукавицы.

Ватин

это вид утеплителя, нетканый материал из полушерстяного, синтетического или хлопчатобумажного волокна.

Ватник

стеганая ватная куртка или безрукавка (жилет).

Ватола

то же, что дерюга, толстая и грубая ткань.

Велосипедки

современная спортивная одежда: укороченные брюки длиной до колена или слегка за колено, из удобного мягкого материала (например трикотажа), могут украшаться широким поясом, шнуровкой по бокам и т.п.

Велсофт

трикотажное полотно с мягким ворсом. Часто используется для пошива халатов.

Вельвет

хлопчатобумажная ткань в рубчик, в которой чередуется полоски без ворса и с выступающим ворсом.

Велькро

представляет собой застежку-тесемку "репейникового" контактного типа. См. липучка.

Велюр

общее название мягких ворсовых материалов, имеющих бархатистую лицевую поверхность, к которым относятся как ткани (хлопчатобумажные, из искусственного шелка, шерстяные), так и фетр, кожа.

Веста

французская не запахивающаяся одежда с рукавами для мужчин второй половины XVII века, её носили поверх рубашки под жюсто-кор, застегивалась веста до середины груди. В середине XVIII века появились безрукавные весты.

Вестон

в XVIII веке короткая безрукавная веста, полуприлегающего силуэта на спине. В начале XIX века являлась частью одежды для охоты, к 50-м годам стала ежедневным нарядом. Прибавив брюки и жилет, получим традиционную «тройку».

Вешалка

деталь швейного изделия из материала или ленты для его подвешивания.

Вигонь

ткань из пуха верблюда и шерсти.

Викторианский стиль

стиль английского искусства 2-й половины XIX в.

Вискоза

вид сырья производимого из древесной целлюлозы при обрабатывании ее едким натром и сероуглеродом; используется при изготовлении искусственной шерсти, вискозного искусственного шелка и т.п. Вискоза представляет собой самый натуральный из всех видов химических волокон. Зависимо от назначения вискозу изготавливают с матовой или блестящей поверхностью. Вискозным тканям можно придавать характер "хлопка", "шерсти" или "шелка", изменяя тонкость, блеск и придавая волокнам извитость. Утолщенные нитки могут придавать вискозным полотнам вид льняных.

Виссон

тончайшая ткань, неоднократно упоминаемая в исторических источниках, в Священном Писании. Состав спорен, материалом часто называют лён или нить, выделяемую некоторыми видами моллюсков. Из виссона изготавливались одежды первосвященников, царей, фараонов, в них одевались центурионы и патриции, в него заворачивали мумии фараонов. Такая популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкотканностью и прочностью. К примеру, пару перчаток из виссона можно сложить в скорлупу грецкого ореха.

Вистра

шерстяная разновидность, искусственно изготавливаемую из вискозы.

Виши

двухцветная ткань с прямоугольной контрастной клеткой из смешанных волокон или хлопка.

Влажно-тепловая обработка (ВТО)

изменение и сохранение устойчивой формы швейного изделия под воздействием тепла и влаги.

Вметывание

временное соединение 2 деталей по овальному контуру сметочными стежками. Вметывание воротника в горловину, рукава в пройму.

Водолазка

бытовое название трикотажных свитеров из тонких шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и смешанных пряж, с высоким воротником.

Водоупорность ткани

это способность ткани сопротивляться первоначальному прониканию воды.

Войлок

плотный материал из валяной шерсти или из синтетических волокон.

Волан

деталь швейного изделия для его декоративного оформления в виде широкой полосы материала, соединенной с изделием по краю одной продольной стороны, конструкция которой обеспечивает образование волнообразного контура.

Воротник

деталь или узел швейного изделия для обработки и оформления выреза горловины. Воротник может состоять из верхнего и нижнего воротника.

Воротник гольф

высокий воротник, плотно облегающий шею, деталь трикотажных или шитых изделий, например, платья, свитера.

Вспомогательные спицы

это (спицы для вязания "кос") короткие обоюдоострые спицы, на которые снимают петли, выполняя узор "косичка". Могут быть с изгибом посередине или в форме буквы «U», с одним длинным концом. Изгиб препятствует соскальзыванию петель со спицы при выполнении перекрещивания петель для «косички».

Вставка

деталь или узел швейного изделия для его декоративного оформления.

Втачать

пришить друг к другу детали по выгнутым и выпуклым линиям.

Втачной покрой

покрой при котором рукав по окату пришивается (втачивается) к пройме лифа.

Вуаль

прозрачная ткань с полотняным переплетением, чаще всего хлопковым. Вуаль появилась на Востоке, где женщины закрывали лицо густой сеткой, без которой не разрешалось выходить из дома, а дома нельзя было снимать в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, отсюда она проникла в Грецию. Греческая вуаль не закрывала лицо, а была деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали были также очень популярны. Как украшение к головным уборам вуали распространились в Европе в эпоху Средневековья — в период готики, когда стал модным эннэн. В XVI в. вуали исчезли, и только испанки продолжали носить черную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают женские шляпы, особенно цилиндры, которые были частью костюма. С начала XIX в. появляются вуали, сделанные из тюля, которые в современной моде остаются дополнением торжественного убора, прежде всего свадебного.

Выкраивание

вырезание деталей швейного изделия по намеченным контурам.

Выкройка

представляет собой шаблон для раскройки тканей. Известна начиная с десятого века. Во время существования ремесленных цехов тщательно оберегалась от попыток копирования и являлась собственностью цеха. Бумажные выкройки современного типа впервые появились в девятнадцатом веке, сперва в Англии, а немного позже и во Франции. Начиная с 1850 года в журналах мод выкройки стали публиковать в качестве приложения

Выметывание

закрепление обтачанного и вывернутого края с образованием канта, рамки или расположением шва на сгибе. Выметывание производят прямыми или косыми выметочными стежками длиной 0.5 – 1.0 см. Строчку прокладывают со стороны той детали, на сторону которой перепускают ткань. Ширина канта 1-2 мм.

Выросток

шкуры телят возрастом до 7 месяцев (находящихся на стадии освоения растительной пищи) с переходной шерстью.

Высекание

оформление среза детали фигурным вырезом.

Вытачка

конструктивный элемент в виде разреза в изделии, после стачивания придающий изделию выпуклую форму. Служит для придания объемной формы деталям одежды из плоского материала. Например, наличие на полочках верхней вытачки является основной конструктивной особенностью женской и детской (для девочек) одежды: верхняя вытачка придает полочке объемную форму в области груди. Для выявления линии талии в прилегающих и полуприлегающих изделиях на полочках, а часто и на спинке, проектируют вытачки от линии талии.

Вышивание

достаточно распространенный вид рукоделия – способ украшения ткани различными стежками с использованием цветных хлопковых, шерстяных или металлизированных ниток. Период бидермейера обозначился самой большой модой на вышивку. Вышивали картины, салфетки, платки, сумки и другие вещицы.

Вязание

изготовление одежды, путём сплетения толстых шерстяных или других нитей в красивые узоры. Вязать можно спицами, крючком, а также на специальной машине.

Габа

плотное сукно, как правило белого цвета, использовавшееся при изготовлении верхней одежды. До восемнадцатого века ввозилось с Востока в Европу, позже технологии производства габы и различных изделий из нее были позаимствованы Испанией. Одним из разновидностей габы выступает хлопчатобумажный или шерстяной габардин.

Габардин

ткань с саржевым переплетением со специальной пропиткой. На лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Габардин был изобретен в 1879 году Томасом Бёрбери (Thomas Burberry), основателем знаменитого бренда Burberry, известного и поныне.

Газ

ткань с полотняным переплетением из тонко скручиваемого хлопка, в которой пара нитей основы переплетается с одной ниткой утка и при этом не уплотняются. Благодаря пространству между нитками газ вырабатывается полупрозрачным и легким. Существует несколько разновидностей газа – гладких, узорчатых и даже с диагональным переплетением.

Газ иллюзион

представляет собой самый тонкую разновидность практически прозрачного газа.

Галгас

см. фланель.

Галифе

брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся кверху. Названы по имени французского кавалерийского генерала Галиффе. Раньше эти брюки носили в основном военные, теперь носят и женщины.

Галстук

декоративный предмет одежды, дополнение к ней; имеет вид широкой ленты, завязываемой узлом под воротником со свободно выпущенными концами. Вначале это был шейный платок, которым закрывали шею, чтобы не простудиться.

Галун

толстая длинная полоска из золота, серебра или мишуры, которая нашивалась на одежду в качестве украшения. Сейчас галуны изготавливают из хлопковой пряжи, синтетической нити, шелка, армированной нити, и употребляются при нашивке на форменную одежду.

Гамаши

вязаные чулки до щиколоток. Часто гамашами называют гетры.

Гамбизон

изначально удлиненная зауженная куртка, сшитая на стёганной волосяной прокладке, её надевали мужчины под доспехи из металла.

Гардероб

подобранная по каким-либо признакам совокупность одежды, обуви, аксессуаров для всех необходимых случаев жизни одного человека или группы людей.

Гардины

портьеры и шторы из сугубо функциональных деталей интерьера давно превратились в предмет декорирования помещения, притом очень эффектный. Для гардин используются прозрачные или легкие набивные ткани, тюль, батист, вуаль, шифон, кружевное полотно.

Гетры

чулки или получулки, не покрывающие ступни.

Гибкие спицы

спицы с одним рабочим концом и с ограничителем на конце гибкого троса. Состоят из жесткой части, продолжающейся тонким пластиковым тросиком длиной около 60 см. Используют для вязания широких деталей, например пуловеров и жакетов.

Гигроскопичность

это способность ткани поглощать и удерживать водяные пары из воздуха.

Гимнастерка

верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротником.

Гипели

трикотажное полотно с дополнительными уточными нитями, не образующими петель. Уточные нити служат для образования рисунков на поверхности трикотажа и повышения его эластичности.

Гипюр

кружевное полотно, сформированное из шитых или сплетенных фрагментов, которые соединены между собой тонкими нитями.

Гладильная доска

горизонтальная поверхность на ножках, предназначена для отглаживания деталей одежды утюгами с парогенератором в домашних и промышленных условиях.

Глазет

ткань, похожая на парчу, с шёлковой цветной основой и узорами из золота и серебра.

Гленчек

специальный термин для определения полушерстяной клетчатой ткани, известной в обиходе как шотландка.

Глухие швы

односторонние и двусторонние вышивальные швы, выполняются, в отличие от сквозных, по целой ткани. Делятся на счетные, построенные по счету нитей ткани и зависящие от ее структуры (используют в счетной глади, косой стежке, наборе, кресте), и свободно расположенные на ее поверхности, чаще — предварительно нанесенному рисунку.

Гобелен

ткань с длинным блестящим ворсом. Вырабатывается сложным крупноузорчатым переплетением из трех, четырёх и более систем нитей; она двухслойная, тяжелая или среднетяжелая, крупноузорчатая, гладкокрашеная или меланжевая.

Гобеленовая шерсть

представляет собой увесистую пряжу, которой вышивают сложенной целиком. Подходит для вышивки гобеленов по счетным схемам.

Годе

клинообразная деталь, которая вшивается отдельно или выкраивается вместе с юбкой.

Годе юбка

шести- , восьмиклинка (клиньев может быть больше), расклешенная от линии бедер или линии колен. Клинья имеют сложную конфигурацию и значительное расширение к низу. Юбка-годе подчеркивает талию и четко обрисовывает бедра.

Головка

деталь или узел швейного изделия, состоящие из клиньев, донышка и стенок или цельновыкроенные.

Головной убор

швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову.

Гомеслун

шерстяная, грубая, мелкозернистая и эластичная ткань, среднетяжелая, на ощупь жесткая, колючая, ворс без последующей подстрижки. Такую ткань вырабатывают обычно саржевым переплетением. Из гомеспуна шьют мужскую одежду, пиджаки, дамские костюмы, пальто.

Горжетка

принадлежность женского туалета, используемая в качестве воротника, выполненная из ценного меха. Это меховая шкура с головкой, лапами и хвостом, изготовленная из не разрезанной шкурки, снятой трубкой, внутри которой делают прокладку из тонкого слоя прошивного ватина; или из плоских шкурок, распоротых по чреву, и оформленных шелковой подкладкой со стороны кожевой ткани. Горжетки имеют округлую форму.

Гофрирование

создание волнообразных складок на ткани тиснение: выдавливание на ткани рельефного рисунка. Полученные способом специального термического обрабатывания.

Грация

корсетное изделие женское и для девочек для формирования туловища от верхнего основания груди и до талии.

Гризет

однотонная ткань невысокого сорта с мелкими ткаными цветочными рисунками, обычно серых цветов на сером фоне. В восемнадцатом веке из гризета шили юбки, сарафаны, платья и т.д. От названия данной ткани произошло и название "гризетки" - бедной девушки, живущей своим трудом, а поэтому вынужденной ходить в дешевых платьях из гризета.

Грогрон

шелк высокого качества из наилучших коконов шелковичных червей с длинными неповрежденными нитями. Высокое качество нитей позволяет добиваться довольно высокой плотности скручивания пряжи и получать легкую тонкую ткань, наиболее дорогую из всех шелков, выпускавшихся в девятнадцатом веке.

Гроденапль

очень плотная гладкокрашеная шелковая ткань, шла на изготовление шляпок, цилиндров, дамской обуви

Гродетур

плотная не мнущаяся гладкокрашеная шелковая ткань темных цветов, употреблялась в облачениях священников.

Грузило

утяжелитель со специальным покрытием, нержавеющим и предохраняющим от пятен.

Губертус

шерстяная легкая, иногда среднетяжелая ткань, на ощупь мягкая. Поверхность ткани ворсованная (с последующей подстрижкой). Ткань обычно зеленого или оливкового цвета. Длинный, прилегающий к поверхности ткани ворс делает ее теплой и непромокаемой. Из нее шьют детские, дамские и мужские плащи для весенне-осеннего сезона.

Гульфик

деталь швейного изделия для обработки потайной застежки передней части половицы брюк, предназначенная для петель, молнии, кнопок, текстильной застёжки.

Гусиные лапки

такой рисунок на ткани образуется путем переплетения нитей различного цвета, иногда с помощью набивки. см. Пепита.

Далматика

удлиненная зауженная туника из плотного материала с широким рукавом. Была популярна в Древнем Риме в VIII-V веках до н.э. В Византии превратилась в парадную одежду и при её шитье использовали дорогую парчу.

Дама

двустороння орнаментированная ткань, у которой рисунок, вытканный атласным блестящим переплетением нитей, заметно выдается на матовом фоне с полотняным переплетением. Название происходит от сирийского город Дамаска, где впервые за все средневековые времена начали производить дама различных сортов. Рисунки орнамента, как правило, цветочные. Дама имеет большое количество разновидностей.

Дама-кафар

одна из штофных видов тканей, которая производится из комбинированных разновидностей пряжи (шерсть, шелк, лен).

Дамаскет

ткань, являющаяся разновидностью дама. Имеет цветочные гирлянды, размещенные на атласном фоне, вытканные металлической нитью.

Дамассе

ткань с довольно крупным узором типа дама.

Дамассин

представляет собой белую хлопчатобумажную ткань с блестящими узорами на матовом фоне.

Дамаст

ткань с тканным копровым или полотняным переплетением, в некоторых случаях в комбинации с атласным. У шелкового дамаска восточное происхождение; данная густотканная тяжелая материя предназначается, чаще всего, для обивки мебели или для церковного облачения, и только отдельные ее более легкие разновидности – используются при изготовлении одежды. Льняной и хлопчатобумажный дамаск в новые времена используется для занавесок, белья и обивочной ткани. С восемнадцатого века дамаск зачастую имитировал кружева методом создания белых тонких рисунков на темном фоне.

Двубортный

об изделии, имеющем смещенную бортовую застежку и по одному ряду пуговиц на обеих бортах (соответственно и петель).

Двулецивое

изделие, сшитое из двулицевой ткани, которое можно носить как лицевой так и изнаночной стороной наружу.

Двунитка

прочная и грубая хлопковая или смесовая ткань переплетения крест на крест 2-х нитей, которая выпускается либо в суровом виде , либо в аппретированном.

Деворе

ткань с рисунком полученным выжиганием (химической вытравкой) части волокон.

Деграде

(меланж) это плавный переход от одного цвета к другому.

Декатировка

влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем, производимая с целью предотвращения усадки ткани в готовом изделии.

Декольте

вырез у шеи на платье.

Декорировать

украшать, придавать красивый вид; художественно оформлять изделие.

Демикото

двойная достаточно плотная хлопчатобумажная ткань с атласным переплетением, популярная в девятнадцатом веке. Использовалась преимущественно в качестве подкладочной ткани, реже - при изготовлении одежды бедных горожан и мелких чиновников.

Деним

является первоначальным названием джинсовой хлопчатобумажной ткани, прочной и плотной. Ее изготовление было налажено в конце девятнадцатого века во французском городе Ним. У денима окрашены только нити основы, а уточные нити - белые. Благодаря такому способу переплетения лицевая сторона обычно становится черной или синей, а изнаночная оказывается белой.

Дерматин

ткань с нитроцеллюлозным покрытием, нанесённым на одну или обе стороны ткани; заменитель кожи, дешёвый отделочный материал.

Дерюга

грубая полотняная ткань из пеньки.

Дефект

изъян, недостаток, порок ткани или изделия. Возникают на разных этапах ее изготовления и соответственно называются: дефекты моделирования, конструктивные и технологические дефекты.

Деформация

изменение размеров и форм одежды или ее деталей под действием механических сил (например, растяжения), усадки материала и других причин.

Джемпер

трикотажная плечевая одежда без застёжек или с застёжкой вверху, покрывающая туловище и частично бёдра.

Джерси

ткань, основовязаный (из многих нитей) трикотаж из разнообразных нитей. Обладает определенной эластичностью и способностью растягиваться. Вес может варьироваться от легкого шелкового полотна для нижнего белья до тяжелого шерстяного джерси, из которого шьют пиджаки и даже пальто.

Джинса

прочная ткань полотняного или саржевого переплетения, изготовленная из хлопчатобумажных или смешанный волокон, отличается высокой плотностью. Впервые джинса была изготовлена в городе Ним, отсюда и получила свое название.

Джинсы

брюки из джинсовой ткани. Их характерная особенность - это обилие отделочных строчек, карманов, пуговиц, молний, заклепок, наличие эмблем фирм-изготовителей.

Джутовая

особый вид мешковины, универсальный экологически чистый материал с большими возможностями использования. Из неё шьют мешки различного назначения, создают дизайнерскую упаковку. Джутовая ткань используется как геополотно, утеплитель, техническая прокладка, в качестве подстилки. Джут не боится ни влаги, ни насекомых. Из джута шьют различные типы сумок и рюкзаков, создают подарочную упаковку, его так же используют для изготовления интересных этикеток для благородных напитков.

Диагональ

плотная ткань из хлопчатобумажной или шерстяной кручёной пряжи. Для нее характерны резко выраженные рубчики на поверхности, расположенные под углом больше 45° к кромке ткани; они получаются в результате соответствующего подбора соотношений плотности и толщины основы и утка, а также применения специального переплетения нитей.

Диаспер

шелковая двуниточная материя с золотой тонкой нитью, полотняным переплетением с одним соединительным и одним рисуночным утком. Пользовалась популярностью в середине девятнадцатого века.

Дизайн

художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными. Сказанное касается также одежды и предметов ей сопутствующих (аксессуаров, украшений и пр.).

Диспропорция

несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропорциональности в одежде.

Дифтин

хлопчатобумажная ворсовая ткань, гладкокрашеная (окрашивают ее в готовом виде, в куске), иногда пестротканная, с шелковистым блеском, очень густым ворсом на правой стороне. В процессе изготовления ткань ворсуется на лицевой стороне с последующей подстрижкой.

Дождевик

легкое пальто из непромокаемого материала; плащ.

Долевая нить

направление нити основы в тканях.

Долевик

деталь из прокладочного материала, выкроенная вдоль долевой нити, предохраняет разрез от растяжения.

Доломан

"гусарская куртка" род короткого платья, которое пристегивается поверх мундира. Название его происходит от турецкого «долиман» — платья с узкими рукавами и открытого спереди.

Домино

изначально воротник одеяния монахов-католиков, пришитый к капюшону, далее плащ свободного покроя с пришивающимся капюшоном. С конца XVI века наряд для театральных постановок или маскарадов, удлинённый широкий плащ с капюшоном и обязательной маской. Так же стали называть человека, одетого в этот костюм.

Донегаль

шерстяная плотная ткань, на ощупь жесткая. Характерна неров­ностью, ворс без подстрижки. Чаще ткань меланжевая, иногда поверхность ткани в узелках. Из нее шьют мужскую спортивную одежду, пиджаки, куртки, дамские пальто.

Донышко

деталь головки, цельно выкроенная или состоящая из частей, покрывающая макушечную часть головы.

Доха

шуба из меха, расположенного как внутрь, так и наружу.

Драдедам

это один из наиболее дешевых типов сукна, шерстяную ткань с ворсом и полотняным переплетением. В девятнадцатом веке использовался среди бедняков в качестве ткани для больших наплечных платков.

Дралон

акриловое волокно, разработанное концерном "Bayer", сверхпрочное и устойчивое к разного рода воздействиям. Пряжа с включением дралона мягкая, формоустойчивая, сохраняет тепло, легко стирается, быстро сохнет.

Драп

представляет собой сильно увалянное двойное тяжелое плотное сукно, с двусторонним или односторонним ворсом. Изготавливается как из чистошерстяных видов пряжи, так и с утком, выполненным из хлопчатобумажных нитей. Тяжелое сукно из утка и двойной основы использовалось только при изготовлении верхних мужских и женских видов одежды, в том числе пальто. В русской речи название "драп" относят исключительно к двойному сукну, а более легкая ткань называется сукном.

Драпировка

укладывание материала в свободно лежащие или падающие мягкие складки с их последующим закреплением.

Дубленка

верхняя одежда типа пальто из выделанных особым образом голья (шкуры животных, лишенные волосяного покроя) или меха: шкуры обрабатываются специальным раствором, содержащим кислоту и соль, для придания им мягкости и эластичности, а затем — дубящими веществами, чтобы закрепить состояние шкур и придать материалу прочность и износоустойчивость.

Дублерин

клеевой тканый прокладочный материал.

Дублирование

соединение по поверхности двух или более деталей путем склеивания или сварки.

Дубль

шерстяная, грубая и жесткая на ощупь ткань, тяжелая, гладкокрашеная или меланжевая. Вырабатывают ее двойным переплетением. Фактура ткани бывает как байка, войлок, велюр. Обычно из нее шьют женские и мужские пальто.

Дукачи

бусы из монет, являющиеся деталью украинского женского национального костюма.

Душегрейка

в XV-XVI веках в Росси укороченная толстая куртка с запахом и заложенными сзади складками, которую носили женщины. Предшественница нынешних жилетов.

Дымка

представляет собой тонкую шелковую ткань, вышитую орнаментом, к примеру цветочными букетами. Пользовалась популярностью в первой половине девятнадцатого века в качестве ткани для бальных дорогостоящих нарядов.

Дюпон

разновидность шелка, который отличается приглушенным блеском и эффектом двухцветного перелива, который образуется за счет переплетения нитей разных цветов. Имеет неравномерные утолщения нитей в различных направлениях.

Дюшес

представляет собой высококачественный довольно блестящий сатин, изготавливаемый из химических или шелковых волокон с блестящей поверхностью.

Епанча

удлиненный свободный безрукавный плащ. Одеяние в Древней Руси, упомянутое в "Слове о полку Игореве" (12 в.).

Жабо

деталь швейного изделия из лёгких материалов или кружев для декоративного оформления его у воротника со сборками или складками.

Жазеран

цепь из золота тонкой работы с вкраплениями драгоценных камней. В XVI веке эту цепь один-два раза оборачивали вокруг воротника-стойки, а остальная часть свободно располагалась на груди.

Жакет

плечевое изделие с рукавами, разрезное по переду.

Жаккард

вид переплетения нитей, дающий крупноузорчатый тканый рисунок. Вид ткани сложного или простого переплетения, раппорт которой по основе содержит разно переплетающиеся нити.

Жалюзи

занавеска, состоящая из рядов горизонтальных или вертикальных полосок.

Жилет

швейная или трикотажная плечевая одежда с проймами без рукавов.

Жокейка

швейный головной убор с козырьком, плотно облегающий верхнюю част головы.

Жоржет

шерстяная, легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Вырабатывается полотняным переплетением (в основе плотность нитей значительно выше, чем в утке). Выпускается гладкокрашеной и напечатанной. Эта ткань похожа на креп-жоржет.

Жуи

это набивная хлопковая ткань с печатным одноцветным рисунком, изображающим всевозможные пасторальные сценки на белом или кремовом фоне.

Закройщик

рабочий, мастер, раскраивающий ткани, кожи.

Заметать

пришить подвернутый край полотна или изгиб ткани.

Запах

заход одной полы одежды на другую (ширина запаха); полузанос.

Запонка

застежка, вдеваемая в петли на манжетах и/или воротнике мужской рубашки.

Зарбаф

см. изорбаф.

Застежка

устройство для соединения расходящихся краёв швейного или кож. галантерейного изделия.

Застрачивание

прокладывание строчки для закрепления подогнутых краев детали или изделия.

Заутюживание

технологический термин, обозначающий укладывание припусков ткани на шов, складку или подогнутого края детали на одну сторону и закрепление их в этом положении с помощью утюга.

Защипы

узкие застроченные складки.

Зефир

хлопчатобумажная ткань с характерными узкими продольными полосками, называемыми "просновки", которые образуются утолщенными нитями основы или цветными нитями.

Зигзаг

разновидность строчки, выполненной на швейной машине (можно и вручную) в виде английской буквы "З" (Z). Этим швом часто обрабатывают края ткани.

Зингер

американская корпорация, производитель космической и военной техники, а также швейных машинок, электроприборов, двигателей, мебели и другой продукции.

Зюйдвестка

округлая нетвёрдая шляпа из водонепроницаемого материала, имеющая широкие поля, откидывающиеся спереди. Её надевают моряки в плохую погоду; ещё так называют широкий водонепроницаемый плащ с капюшоном.

Игольница

футляр или подушечка для иголок и булавок, используемая в швейном деле, исключающая возможность их потери в процессе работы.

Игольное ушко

продолговатое либо круглое отверстие у тупого конца швейной иглы.

Изгребина

грубая ткань из остатков пакли или льняного полотна.

Изнанка

оборотная, внутренняя (или нижняя), не лицевая сторона одежды, ткани и пр.

Износ

изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия вследствие разрушения (изнашивания) в процессе эксплуатации.

Изорбаф

в старину - золотая или серебряная ткань с узорами шелковыми, серебряными и золотыми. Название ее, происходящее от персидского зер - золото и бафт - ткань, указывает на вывоз ее из Персии.

Имиджмейкер

специалист, занимающийся разработкой индивидуального стиля клиента, включающего внешний образ, манеру поведения, взаимоотношения с другими людьми. Персональный стиль (имидж) создается для достижения определенных профессиональных или личных целей.

Индивидуальный пошив

изготовление одежды, обуви, головных уборов и т. д. по заказу одного человека. При этом создается изделие с учетом параметров конкретной фигуры, в полном соответствии с обликом, телосложением, возрастом и полнотой заказчика, его индивидуальным запросами, с учетом назначения одежды, выбранного материала и фасона.

Интервал безразличия

промежуток между соседними номерами одежды, указывающий на сколько можно изменить размер изделий без заметного ощущения человеком, т. е. внутри этого интервала разница между размерами изделий не имеет значения для потребителя. Интервал безразличия является необходимым условием массового производства одежды, обуви, головных уборов, трикотажных изделий, перчаток и т. д. В швейной промышленности, как и в др. отраслях (обувной, трикотажной), производящих предметы личного пользования, величины интервал безразличия по ведущим размерным признакам устанавливают эмпирически, т. е. опытным путем. Интервал безразличия по обхватам груди и бедер принят равным 4 см (по полуобхватам — 2 см); по обхвату талии — 6 см (по полуобхвату — 3 см); росту — 6 см.

Интерлок

это трикотажное полотно, изготовленное из 100% хлопка. Само название материал приобрел за счет своеобразного переплетения его волокон - двойное, образованное чередованием лицевых петельных столбиков с изнаночными. Лицевая и изнаночная стороны трикотажного полотна одинаковы и кажутся сформированными только лицевыми столбиками.

Ирис

вид нитей для вышивания и вязания. Подходят как для ручного, так и для машинного вязания легкого ажурного трикотажа и других изделий.

Искусственный мех

текстильный материал, имитирующий натуральный мех животных. Широко используется в изготовлении одежды, головных уборов, мягких игрушек и других изделий.

й....

в русском языке есть всего 73-74-75 слов, точно не знает никто, начинающихся с этой буквы "Й", но не одного, которое бы относилось к рукоделию и швейному делу.

Итак:

Йеллоустонский национальный парк
йельский
йеменка
йеменский
йеменцы
йенский
йенцы
йети
йеху
йиглавский
йог
йога
йогачары
йогизм
йогин
йогиня
йогический
йоговский
йоготерапевтический
йоготерапия
йогурт
йогуртница
йогуртовый
йод
йодаргирит
йодаты
йоддефицитный
йодидный
йодиды
йодизм
йодирование
йодированный
йодисто-водородный
йодистый
йодль
йодноватистый
йодноватый
йодный
йодобромистый
йодобромный
йодовый
йододерма
йододефицитный
йодометрия
йодосодержащий
йодоформ
йодоформный
йокогамский
йокогамцы
йомен
Йорки
йоркский
йоркцы
йоркширский
йоркшир-терьер
йоркширцы
йоркширы
йоруба
йот
йота
йотация
йотирование
йотированный
йотировать(ся)
йотованный
йотовый
йоханнесбургский
йоханнесбургцы
йохимбе
йохимбин
йоши
йошкар-олинский
йошкаролинцы

Казинет

хлопчатобумажная, гладкая ткань с саржевым переплетением. Казинет, выполненный из шерстяной пряжи в России служил тканью для изготовления форменной одежды гражданских чинов невысокого ранга.

Кайма

цветная полоса, обрамляющая края ткани или какого-либо предмета, например, шали, низа платья и пр.

Кальсоны

швейная или трикотажная поясная мужская и для мальчиков одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и ноги до ступней, надеваемая непосредственно на тело.

Камвольная

камвольные (гребенные) ткани - шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения.

Камка

тонкая ткань с разнообразными по своей композиции цветочными рисунками, чаще всего, шелковую, одноцветную. Ее отличительной особенностью выступает сочетание матового фона и блестящего узора на лицевой стороне и матового узора и блестящего фона на изнанке. Камка выпускалась и двусторонней, с более сложными текстурами, где изнаночная поверхность скрывалась в тканевых толщах.

Камлот

шерстяная, а с девятнадцатого века - хлопчатобумажная ткань, дорогостоящие сорта которой изготавливались из ангорской или верблюжьей шерсти с шелковой примесью, что позволяло добиваться мягкой, рыхлой полотняной фактуры. Название произошло от греческого слова "верблюд". Менее дорогостоящие сорта камлота изготавливаются из хлопка, при этом основа натягивается в две нитки непременно черного цвета, в связи с чем названием ткани предполагается только темная окраска материи.

Канафас

хлопчатобумажная ткань, мелкоузорчатая в основе, обычно светло-синего, розового, жёлтого, зелёного и нежно-фиолетового цвета. Вырабатывается ткань жаккардовым переплетением. Из неё шьют постельное белье, нижнее белье, одежду.

Канва

разновидность тканей, отличительным свойством которой является высокий уровень прореживания. Используется для вышивания.

Канзаши

это вид декоративно-прикладного искусства, при котором складывают квадратики из ткани, лент, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции.

Кант

узкая цветная полоска, оторочка по краю или шву одежды. Выкраивается по косой нити ткани, пришивается к изделию так, чтобы выступающая ширина канта не превышала 2-3 мм. Иногда в него продергивают шнурок. Используется для отделки блузок, платьев, форменной одежды.

Кантри-стиль

название современной модной одежды «деревенского стиля». Чаще всего это одежда для отдыха, для дома. Создается на основе элементов народного костюма европейских стран.

Капиллярность

это способность ткани впитывать воду.

Капитоне

натуральное, состоящее из хлопка, утепленное, трехслойное трикотажное полотно. Его плотный, на ощупь очень мягкий трикотаж с эффектом трехзначного числа в виде квадрата или ромба, как правило, в основном подходит для детской одежды.

Капор

швейный головной убор женский и для девочек спереди с полями или без полей с завязками под подбородком.

Капюшон

откидной головной убор, прикрепляемый (на пуговицах, кнопках, молнии, пришитый и пр.) к вороту верхней одежды.

Карабин

запирающий механизм пружинного типа, предназначенный для соединения и разъёма без разрушения кожгалантерейных и швейных изделий. Застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п.

Каразея

шерстяная ткань с грубой выделкой и разреженной фактурой. Использовалась для создания солдатских мундиров в русской армии.

Каракульча

шкурка недоношенного ягнёнка (внутриутробного срока развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овцы, в этом меху имеется низкий прилегающий к коже или только начавший расти блестящий, шелковистый волосяной покров с различным по выраженности муаровым рисунком. Из него также шьют верхнюю одежду для зимней стужи.

Кардиган

прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, традиционная принадлежность английской мужской одежды для досуга. Назван по имени лорда Кардигана, который ввел в моду этот вид одежды в начале XIX в. Позже К. стали называть вязаный спортивный джемпер. Сегодня такую одежду носят и мужчины и женщины.

Кармазин

тонкое сукно с довольно высоким качеством из наилучших сортов шерсти. Окрашивается в ярко-красные цвета багряных, алых оттенков. Вышел из моды с начала восемнадцатого века, использовался при пошиве верхней одежды, в том числе кафтанов.

Карман

деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия.

Карниз

это демократическая модель традиционной штанги, возникшая совсем недавно. Шторы навешиваются на крючки, которые обычно изготавливаются из легкого пластика. Крепятся карнизы непосредственно к стене над оконным проемом или же к потолку и боковым стенам, если расстояние между верхним краем окна и потолком невелико. Сегодня карнизы можно разделить на два вида: декоративные и функциональные.

Карта раскроя

технологический документ, содержащий задание для настилания партии материала и фактические данные раскроя.

Карта расчета

технологический документ, содержащий задание на раскрой куска материала.

Каскад

зигзагообразно ниспадающая с карниза ткань.

Кастор

шерстяное тонкое сукно различных цветов. Самые лучшие сорта изготавливались в Бельгии, Голландии, Франции в девятнадцатом веке из пряжи с примесями козьего или бобрового пуха. Кастор использовали для пошива шляп, перчаток, верхнего платья, чулок. В отличии от обычного сукна, у кастора ворс находится только с изнаночной стороны. Лучшим кастором для шляп считается марселет, который изначально изготавливался в городе Марселе.

Кафе стиль

ярусные занавески на рейке. Верх может быть самым разнообразным. Высоту занавесок подбирают, учитывая вентиляцию, обзор и освещенность.

Кашемир

лёгкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготавливается гладкокрашеным из гребённой шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил название от так называемых кашемирских (кашмирских) шалей (ткань которых он напоминает), вырабатывавшихся из тонкой козьей шерсти в Кашмире.

Кашкорсе

это трикотажное полотно, изготовленное по особой структуре «английская резинка».

Квилтинг

(англ. quilting — изготовление стёганых изделий, подбивка) — популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира. Это прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты. своего рода усложненный вариант пэчворка, он объединяет лоскутное шитье, стежку, аппликацию, вышивку, роспись, в работах используются стразы, бисер, пайетки, кружево, ленты. Из традиционного американского рукоделия родились современные арт-квилтинг и крейзи-квилтинг - картины, одежда, текстиль, мебель.

Кедер

это вшивной пластиковый кант, производится из полиэтилена (ПЭ). Кедер придает прочность швам, помогает придать форму изделию, а так же используется в качестве декоративного элемента в основном при производстве кожгалантерейной продукции (пошив сумок, чемоданов, кейсов, рюкзаков, школьных ранцев).

Кепер

хлопчатобумажная или льняная грубая ткань; фактура материала — диагоналевые полосы (подобно габардину или вельвету-корду).

Козырек

деталь или узел головного убора для оформления передней части изделия. Козырёк может состоять из верхнего и нижнего козырька.

Кокетка

деталь верхней части переда, спинки, рукава, а также юбки и брюк.

Кокилье

сдвоенные по длинной стороне жабо, сильно расклешенная сборка.

Кокошник

в России старинный женский головной убор.

Коленкор

хлопчатобумажная ткань с полотняным переплетением, отбеленную и накрахмаленную в процессе отделки. Нитки утка и основы довольно толстые, что является отличительной чертой коленкора в сравнении с подобными тканями. Коленкор выпускался белым, цветным или одноцветным, а крахмал или клей, используемый для пропитки, придавал ему глянец. После долгой носки пропитка осыпалась на сгибах. Коленкор использовали для пошива различного белья, более дорогой и цветной - для церковных нужд, отделки, подкладки. Коленкор использовался также в качестве основы для изготовления набивной ткани –ситца, миткаля.

Коллекция

серия моделей одежды различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции и структуры материалов. Коллекция может охватить весь ассортимент одежды или изделия только одного сезона.

Коломянка

шерстяная пёстрая домотканая ткань; или же одноцветная льняная фабричная, обычно светлого оттенка.

Колпак

головной убор остроконечной, овальной и другой формы различного назначения (например, ночной колпак, поварской колпак, шутовской колпак).

Колышек

служит для выправления углов борта, воротника, различных фигурных швов.

Комбидресс

то же, что и боди-шорт, новый вид женской трикотажной одежды, в которой кофточка (майка или свитер) соединена с маленькими трусиками. Ластовица спереди застегивается на пуговицы, кнопки или крючки. Изделие цельнокроеное, т. е. без шва по линии талии. Делают из эластика или лайкры. В зависимости от оформления и материала может использоваться как белье или как верхняя одежда в комплекте с юбкой, брюками и жакетом.

Комбинация

швейное изделие женская или для девочек одежда, покрывающая туловище и ноги частично или полностью, надеваемая на корсетные изделия или непосредственно на тело

Комбинезон

швейная или трикотажная одежда, состоящая из лифа с рукавами и брюк, шорт, рейтуз, объединенных в одно целое.

Комплект брючный

комплект швейной или трикотажной одежды женской и для девочек, состоящий из различных видов плечевой одежды и брюк.

Комплект одежды

одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

Комплект пляжный

комплект швейной или трикотажной одежды, составной частью которого является купальник, или купальный костюм, или плавки.

Конверт новорожденного

швейное или трикотажное изделия в виде конверта для сна и прогулок ребенка.

Конструирование

важнейшая часть проектирования одежды, швейных изделий. Состоит из двух последовательных этапов. Первый этап — творческий поиск — включает в себя выбор метода конструирования и разработку чертежей изделия в объеме эскизного проекта, т. е. выбор методики измерений фигуры и конструирования, выбор формул для расчета конструкции, обработку сложных форм и покроев и т. д. Этап является ответственным и требует от исполнителя высокой квалификации. Второй этап — расчет формул, построение чертежа, изготовление лекал, составление разного рода рабочей документации. На этом этапе не требуется высокая квалификация исполнителя, работа сводится к выполнению в определенной последовательности простых математических и логических операций, которые могут быть автоматизированы средствами вычислительной техники. Конструирование одежды — прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции одежды. При этом используются достижения и многолетний опыт практики конструирования одежды, а также достижения смежных дисциплин: прикладной антропологии, материаловедения, технологии и гигиены одежды, организации и экономики швейного производства. В последние годы все в большей степени привлекаются современные математические методы и ЭВМ для научного обоснования способов проектирования одежды. Наиболее перспективным для швейной промышленности является создание систем автоматизированного проектирования (САПР) одежды с применением современных технических средств (ЭВМ, дисплеев, графопостроителей), позволяющих из большого числа возможных вариантов решений выбрать оптимальный.

Конструктивные линии